
Чего лучше не делать на собеседование. 10 ошибок кандидата
Есть неочевидные вещи, которые раздражают или напрягают потенциальных работодателей на собеседованиях. При этом не важно, рекрутера или руководителя – любого представителя компании. наши рекомендации Чего лучше не делать на собеседование, чтобы его не провалить
1️⃣ Когда кандидат плохо отзывается о своей предыдущей компании или руководстве.
Когда я слышу как кандидат поливает грязью предыдущие места работы и нерадивое руководство, я прекрасно понимаю, что наша компания и руководство могут стать следующими.
Кроме того, надо понимать, что кандидат ругает компанию или человека, которые, по сути, однажды предложили ему работу.
Поэтому, даже если ваше место работы было филиалом ада на Земле, а вашим отделом руководил сам Сатана, я рекомендую говорить об этом примерно так «Это был очень интересный опыт!»)
2️⃣ Когда кандидат односложно и сухо отвечает на поставленные вопросы, никак не проявляет интереса к процессу собеседования и не задаёт никаких вопросов.
Тут у меня есть желание просто встряхнуть такого кандидата за плечи и сказать: «Алё! Пора реагировать! Мне же не одной все это нужно?»
Шутка. На самом деле такие интервью – это невыносимо тягучее мероприятие, когда я чувствую себя массовиком-затейником пытающегося развлечь дохлую рыбу.
Поэтому, раз уж вы пришли на интервью, проявляйте интерес к происходящему)
3️⃣ Когда кандидат вообще ничего не знает о компании, в которую пришёл на встречу.
Это показывает, во-первых, неуважение к потенциальному работодателю.
Во-вторых, несерьёзное отношение к подготовке к интервью (следовательно, несерьёзное отношение к работе).
Своим клиентам я рекомендую заранее (хотя бы по дороге на собеседование) зайти на сайт компании и полистать информацию об их истории, продукции, отрасли, руководстве итд.
Очень приятно видеть подготовленного кандидата, который явно читал и готовился.
Даже если он просто скажет: «Видел ваш сайт/продукцию/ выступление вашего директора – очень впечатляет!»)
4️⃣ Когда кандидат использует в речи много слов паразитов или нелитературные выражения.
Если на 10 минуте разговора с кандидатом я понимаю, что «этот, как его там», «как бы», «и вот, значит» это основной лексикон человека, то менеджерские позиции связанные с общением точно не для него.
Такой же эффект вызывают выражения типа: «черт вас возьми», «геморройные клиенты», «ушлепки, а не коллеги» итд.
Иногда лучше промолчать)
5️⃣ Когда кандидат говорит о своём опыте общими фразами, избегая конкретики.
Как правило, это выглядит примерно так:
«- Мы завершили несколько крупных проектов!»
Кто это – «мы»? Что за проекты? Сколько их было? В каких единицах выражалась их «крупность»?
«- Я отвечал за стратегию развития!»
За стратегию развития чего? В составе какой группы или отдела? Какие достижения? Какие метрики и инструменты использовались для оценки вашей работы?)
Избегайте общих фраз – конкретика сразу придаёт вес любым словам.
6. Излишне дерзкие уверенные в себе кандидаты.
Про таких ещё говорят «Зашёл в кабинет и поцарапал своей короной потолок».
Как такой кандидат выглядит:
заходит с видом человека, который оказывает мне огромное одолжение своим визитом, сидит вальяжно, все дорогие телефоны/ноутбуки/часы/сумки выкладывает на стол (чтоб было видно), держится заносчиво, требует общения только с прямым руководством,
на вопросы отвечает примерно так: «У меня в резюме все написано!»
Чтобы такими не казаться и не вызывать в людях худшие эмоции, рекомендую на собеседование исходить из того, что это мероприятие нужно вам обоим.
7. Пренебрежение кандидатом элементарных правил гигиены и опрятности.
Помню, как на резюме кандидата одна из моих сотрудниц написала большими буквами: «Резкий запах перегара!!!», другая на анкете сделала пометку «Неприятный запах от кандидата» итд.
HR всегда обращают внимание на свежесть одежды, продуманность образа, деликатность парфюма и чистоту ногтей. А также волос, обуви, отсутсвие посторонних резких запахов итд.
Даже если это скайп-интервью, оценить аккуратного человека мы в состоянии.
8. Навязчивые движения и сильное волнение.
Любое собеседование это стресс.
Мы, HR, это понимаем. Далеко не многие кандидаты способны полностью контролировать свои эмоции и движения.
Бывает, что кандидат сильно потеет, сполз в кресле, постоянно трогает своё лицо, поправляет волосы, грызёт ногти, не смотрит рекрутеру в глаза, взгляд «в стол» итд.
Стеснительные, неуверенные в себе люди, таким поведением выдают своё сильное волнение, задача рекрутера в этом случае, постараться сделать процедуру для человека максимально комфортной.
9. Приходить на интервью в состоянии подавленности и неуверенности.
У каждого из нас в жизни бывают плохие дни, болезни, проблемы и депрессивные состояния.
Иногда во время них приходится вести повседневную жизнь.
Я рекомендую перенести дату собеседования, если вы себя плохо чувствуете, или не «в форме».
Да, это субъективно и жестоко.
Но если на такой встрече вы не сможете «продать» себя и свою экспертизу, то Ваше состояние может ещё более ухудшиться.
Здесь хочу отметить, что собеседования – это как мозоль (пардон за сравнение)), то есть чем чаще вы на них ходите, тем легче)
Справиться с волнением помогает практика и осознание того, что это просто одна из тысяч компаний, готовых предложить вам работу.
10. Не опаздывайте
На самом деле этот пункт должен быть первым, но я оставила его на завершение.
Первое впечатление о кандидате всегда складывается из его пунктуальности.
Это индикатор уважения к компании и себе.
Даже если вы опаздываете всего на 5 минут, любыми способами предупредите об этом компанию.
У любого человека на собеседованиях могут быть грандиозные провалы и феерические фиаско.
Но это абсолютно не значит, что другие будут такие же)